Типы лицензий для продажи фотографий на фотостоках, обзор

Продажа фотографий на фотобанках или фотостоках осуществляется на основе нескольких типов лицензий, которые отличаются условиями использования изображений.

Rights-managed license (лицензия с управляемыми правами) – лицензия, которая применяется для продажи фотографий на крупных фотобанках и не используется в микростоковой фотографии.

Стоимость такой лицензии зависит от многих параметров:

  • Области использования (реклама, новости и т.д.)
  • Конкретной цели использования (как и где конкретно будет использована фотография).
  • Длительности использования.
  • Количество копий (тираж).
  • На какой территории (в какой стране) будет использована фотография.
  • Размер.
  • Индустрия (в какой индустрии будет использована фотография).
  • Эксклюзивность.

Лицензия с управляемыми правами гарантирует, что изображение не будет использована кем-то с конфликтующими условиями.  Данный вид лицензии позволяет использовать одно изображение гораздо большее количество раз, чем Royalty-Free лицензия. Лицензия с управляемыми правами позволяет получить эксклюзивные права на использование фотографии.

Rights-Ready license – лицензия при которой изображение используюется в конкретном проекте и под заранее определенные цели. Покупатель указывает в каком проекте и для каких целей будет использована фотография, при этом он не платит каких-либо дополнительных сборов, если использует работу с теми же целями и в том же проекте.

Royalty-Free (RF) license — самая распространенная лицензия в области микростоковой фотографии.

Понятие роялти-фри означает, что изображение можно использовать множество раз без дополнительных отчислений. Royalty-Free лицензия не дает права использования работы без покупки лицензии на эту работу.  Все права на изображение остаются у автора, а покупатель лишь получает право использовать данное изображение. Роялти-фри лицензия имеет следующие особенности:

  • Покупатель платит за лицензию на изображение один раз и может использовать работу множество раз с различными целями (но с определенными установленными ограничениями).
  • Нет временного ограничения, когда и как долго покупатель может использовать работу.
  • Нет эксклюзивных прав на изображение, автор может продавать одну и ту же работу неограниченное  количество раз неограниченному числу покупателей.
  • Существует ограничение на тиражность или на то, как много раз покупатель может использовать одно и то же изображение. Например, если в условиях сказано, что фотография может быть использовано для печати не более 500 000 копий, то покупатель обязан платить определенную комиссию за каждую копию сверх оговоренного тиража. Журналы с большими тиражами не могут покупать стандартную RF лицензию.

Extended Royalty-Free (RF) license — расширенный вариант роялти-фри лицензии, который отличается более широкими правами на использование изображений. Данный вид лицензии позволяет распространять фотографии более широкими тиражами и снимает ряд других ограничений royalty-free лицензии. При использовании изображений для изготовления продуктов , предназначенных для коммерческого использования (печать открыток, постеров, шаблонов, футболок и т.д.), необходимо приобретать расширенную лицензию. Стоимость одной фотографии по расширенной лицензии обычно дороже в 5-10 раз, чем по обычной роялти-фри лицензии.

Editorial license (редакционная лицензия) – еще один тип лицензии, который становится популярным в среде микростоковой фотографии. Редакционная лицензия подразумевает, что работа может быть использована для информационных и образовательных целей и запрещает использование изображения в рекламных, маркетинговых и других коммерческих целях. При использовании изображения по лицензии Editorial от людей, изображенных на фото, не требуется подписанного модель-релиза, как это требуется для коммерческого использования по лицензии royalty-free. Не все изображения подходят для продажи по редакционному типу лицензии, например, фотографии человека, снятые крупным планом, когда конкретный человек является главным объектом съемки.